Обучение во сне возможно: усвоенная информация не забывается после пробуждения

Не является ли гипнопедия (обучение во сне) пустым звуком? Новое исследование, проведенное в стенах Института Вайцмана (Израиль) показало, что нет. В ходе исследования было обнаружено, что если на спящего человека воздействовать попеременно звуковым раздражителем и определенным запахом, а затем — одним только звуком, то он непроизвольно будет вдыхать носом воздух. Причем нюхательный рефлекс будет срабатывать как во сне, так и уже после пробуждения. Другими словами, человек может во сне усвоить определенную информацию, определяющую его поведение во время бодрствования.

Общеизвестно, что проводить гипнопедические эксперименты очень непросто. В первую очередь исследователь должен быть уверен, что объект эксперимента действительно спит и остается в этом состоянии на протяжении всего «урока». Наиболее педантично проведенные испытания фактически провалились, не показав какого-либо нового пути усвоения информации. То, что сон очень важен для обучения и укрепления памяти, не ставится под сомнение, и уже много раз подтверждалось множеством исследований, но еще никому не удалось продемонстрировать фактическое усвоение новой информации головным мозгом человека во время сна.

Профессор Ноам Собель вместе со своими коллегами с кафедры нейробиологии Института Вайцмана в сотрудничестве с исследователями больницы Левенштейна и Академического колледжа «Тель-Авив-Яффо» решили поэкспериментировать с условиями, в которых человек спит. Как уже говорилось, они применяли звуковой сигнал, за которым следовало воздействие определенным запахом. Очень быстро человек начинал реагировать только на звуковой сигнал, как на запах. Соединение этих двух раздражителей в связку имело несколько преимуществ. Например, крепкий сон (некоторые запахи способствуют этому). Кроме того, запах служит уникальным невербальным показателем усвоения информации, так как он вызывает характерный нюхательный рефлекс — втягивание воздуха носом. Исследователи обнаружили, что под воздействием запахов во время сна мозг работает гораздо активнее, чем в состоянии бодрствования. Если нас окружают приятные запахи, мы дышим глубоко, а когда запах неприятный — сразу же снижаем интенсивность носового дыхания, причем неважно, спим мы или бодрствуем. Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту этой ассоциативной цепочки, на самом деле она затрагивает высшие центры мозговой деятельности, включая гиппокамп, ответственный за формирование памяти.

Эксперимент проводился в специальной лаборатории в условиях постоянного наблюдения за спящими добровольцами. Если участник исследования просыпался хоть на мгновение, его показатели уже не учитывались при подведении результатов. За одну ночь ученые закрепили у добровольцев ассоциации между приятными запахами и определенной музыкой, сделав то же самое в отношении неприятных запахов. К концу ночи испытуемые реагировали уже только на звуковой раздражитель даже при отсутствии каких-либо запахов. Под воздействием музыки, которая ассоциировалась с приятным запахом, носовое дыхание активизировалось, или, наоборот, делалось менее интенсивным при других звуковых ассоциациях. Самое удивительное, что, уже проснувшись, этот рефлекторный эффект был сохранен: несмотря на то, что все эти ассоциации находились только в подсознании у участников исследования, они реагировали точно так же, как и во сне. То есть, «приятная» (связанная с приятным запахом) музыка провоцировало глубокое носовое дыхание, «неприятная» — мелкое сопение.

Ученые пошли дальше: их интересовало, с какой конкретно фазой сна «завязано» «ночное обучение»? Во втором эксперименте они разделили циклы сна на сон с быстрым движением глаз (быстрый сон) и сон с медленным движением глаз и воздействовали теми же раздражителями, как и в предыдущем эксперименте, только во время какой-либо одной фазы сна. К своему удивлению они обнаружили, что более выраженный ответ на воздействие раздражителями был получен в фазе быстрого сна, в то время как сохранение результатов этого воздействия после пробуждения было более крепким, если оно имело место во время фазы медленного сна. Собель предполагает, что во время фазы быстрого сна мы более подвержены влиянию различных факторов окружающей среды, но так называемая «ночная амнезия», которая заставляет нас забывать большую часть наших снов, «стирает» информацию об этом. Напротив, фаза медленного сна очень важна для укрепления памяти, и она может играть значительную роль в «ночном» обучении.

Несмотря на то, что лаборатория Собеля занимается в основном вопросами обоняния, один из его студентов — Анат Арзи — намеревается продолжить исследование процессов, протекающих в головном мозге во время таких состояний, как сон и кома: «Теперь мы знаем, что в обучение во сне — не миф. Но хотелось бы точно знать, где лежат пределы возможного: какая информация может быть усвоена во сне, а какая нет».

Добавить комментарий.