Передозировка парацетамола у детей: родители, будьте осторожны!

Избыток парацетамола чрезвычайно опасен для детского организма. Такой вывод сделан канадскими учеными по результатам исследования, итоги которого опубликованы в Canadian Medical Association Journal. Причина этому — его гепатотоксическое действие.

«Передозировка парацетамола — главная и наиболее частая причина острой печеночной недостаточности у детей», — указывает в своей публикации доктор педиатрического отделения Лондонской детской больницы (провинция Онтарио, Канада) Род Лим (Rod Lim) с соавторами. — «Повторные сверхтерапевтические дозы, разовая случайная или умышленная передозировка способны привести к острой печеночной недостаточности и даже к смерти».

Передозировка парацетамола — главная и наиболее частая причина острой печеночной недостаточности у детей.

Авторы исследования приводят в пример конкретный случай с 22-ух дневным малышом, когда его родители не правильно поняли инструкцию по применению и существенно превысили дозировку парацетамола, который был использован ими в качестве обезболивающего при процедуре обрезания. Ошибка обнаружилась уже после процедуры, когда врач рекомендовал родителям дать ребенку повторную дозу анальгетика. К счастью, в данном случае вовремя были приняты необходимые меры: в качестве детоксиканта был использован раствор N-ацетилцистеина с декстрозой внутривенно, и последствия отравления были купированы в течение суток после приема избыточной дозы парацетамола.

N-ацетилцистеин — специфический антидот при отравлениях парацетамолом. Эффект от его приема достигается при условии поступления в организм не позднее 8 часов после приема вещества, вызвавшего интоксикацию.

Ошибки при приеме лекарств детьми — серьезная проблема, решение которой осложнено особенностями дозирования лекарства в зависимости от веса ребенка, особенно, если оно имеет жидкую форму. Американский токсикологический центр совместно с Американской педиатрической академией проанализировали 238 случаев серьезных фармакологических ошибок в отношении детей в возрасте до 6 лет и обнаружили, что 11% детей, когда-либо принимавших лекарства, страдали от неправильного их применения. Это могло произойти вследствие неправильно назначенного лечения, неверно подобранной дозы или неправильного способа введения препарата. Парацетамол явно выделялся на этом негативном фоне, являясь наиболее характерной причиной опасных для жизни отравлений, хронических заболеваний и даже смертей.

«Хотя информационная работа врачей и фармацевтов относительно правил приема лекарств среди родителей и нянечек должна быть продолжена, следует признать, что это не единственный подход к решению данной проблемы, — указывают авторы в своем исследовании, — Снижение риска ошибок при приеме лекарств требует системного подхода». Исследователи предлагают оформлять упаковки с лекарственными средствами более четкой и понятной маркировкой, включая инструкцию по правильному дозированию и необходимые для дозирования аксессуары, так как многие родители пользуются для этих целей некалиброванными дозаторами (ложки разных размеров), которые могут привести к лекарственной передозировке. Еще одна мера — выставлять парацетамол на аптечной витрине вне зоны досягаемости покупателей. В этом случае при покупке препарата на нем будет сфокусировано внимание фармацевта, который в свою очередь проконсультирует родителей о правилах его приема.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 голосов, оцена: 5,00 из 5)
Загрузка...